Актуальный вопрос на сегодняшний день - это дороги в нашей стране. К сожалению, большинство из них далеко не самые лучшие в мире, а причина этому качество, вернее частое его отсутствие, полное или частичное, все зависит от региона и условий, в нем сложившихся, а также от чиновников и работников, которым поручается строительство. Нельзя, конечно, сказать, что у нас нет качественных дорог, также неверно будем утверждать, что и в западных странах с дорогами все так гладко, как в рекламе. Но если в Европе или США плохие дороги появляются в основном по причинам экономическим (например, надобность отпала), то у нас в первую очередь виноват человеческий фактор. У нас умеют строить качественно, но нет должного контроля. А ведь именно по качеству работы можно определить, насколько долго может прослужить та или иная дорога.
Однако если исключить человеческий фактор, то при наличии достаточных средств можно строить прекрасные и долговечные дороги. Главное применить качественные материалы в соответствии с типом и планируемой загруженностью дороги. По основному материалу, из которого строятся сегодня дороги, их делят на два типа - асфальтобетонные и цементобетонные. Последние можно поделить ещё на два типа: сборные и монолитные. Преимуществ больше у второго типа - цементобетонного, однако, тут же есть у них и недостаток: из за сложности изготовления монолитного полотна, к сожалению, цементобетонные дороги сложнее чинить, чем асфальтобетонные.
Строительство дороги.
Строительство новой дороги обычно начинается тогда, когда в ней возникает экономическая необходимость. Чтобы построить дорогу, разрабатывается детальный план, основанный на предварительно произведенных изысканиях, геологических, топографических и прочих. Затем определяются ресурсы, которые пойдут на строительство это и материалы, и инструменты, и техника. При непосредственном строительстве работники исполняют алгоритм, который состоит из нескольких этапов. Сначала производятся подготовительные и земляные работы, затем прокладываются коммуникации, после этого изготавливается основа для полотна, а потом уже на участок привозится и укладывается асфальт. Когда асфальт затвердевает и полностью высыхает, то дорогу можно считать готовой, лишь нужно напоследок нанести штрихи - красиво обустроить саму дорогу, обеспечить дорожными знаками, а еще подготовить территорию, которая прилегает к ней.
Теперь об этапах работы подробнее.
Подготовительная работа - это разработка проекта. Этот этап даёт начало строительству дороги, и именно от него зависят все последующие этапы. Бывает два вида проектов: обновление существующих дорог или разработка новых. При этом учитывается не только расход материалов, но и ещё рельеф земли, расположение всяческих объектов для того, чтобы дорожное движение было безопасным, нагрузка и техническая норма. При отсутсвии возможности соблюдения хотя бы одного пункта дороги не строятся.
Для того чтобы дорога была ровной и широкой, для начала по трассе строительства вырубают деревья, сносят строения и разбирают ограждения, если таковые имеются. По окончании имеем подготовленную для начала строительства почву.
Дальше подготавливается земляное полотно, это основа для устройства «фундамента» дороги. При значительной разнице между уровнем дорогии уровнем тротуара в ту или иную сторону, производится завоз или вывоз грунта. Когда уровень нормализуется (почва ниже уровня тротуара на10-15 см), земляное полотно укрепляется, уплотняется, трамбуется. Это делается для того, чтобы почва не была слишком рыхлой.
Инженерные коммуникации.
Когда основа для «фундамента» дороги готова, первое, что делают строители - прокладывают инженерные коммуникации заново, так как обычно они проходят именно под дорогами. Инженерная коммуникация - это то, без чего нельзя представить современную жизнь: канализация, трубы с холодной и горячей водой, вентиляция, и т. д. Несоблюдение этого пункта чревато тем, что жизнь будет не комфортной: будет постоянное отключение воды, или придётся часто чинить канализацию. Работа с инженерными коммуникациями - почти первое, что делается при строительстве дороги после того, как она была привязана к топографическому плану и трасса была расчищена.
Дорожный пирог.
Далее устраиваются основания «дорожного пирога». Прежде, чем проложить асфальт, прокладывается «дорожный пирог». Для чего этот «пирог» нужен? А нужен он для того, для чего нужен и «пирог» при строительстве плитного фундамента для дома - чтобы нагрузка на грунт распределялась равномерно, и в процессе эксплуатации в результате проседания полотна дороги не образовывались ямы на проезжей части.
«Пирог» этот многослойный, и для его устройства применяются самые разные материалы. После того, как работа с инженерными коммуникациями и земляным полотном завершена, почву покрывают геотекстилем, который выступает в качестве дренажа. Подстилающий слой песка - следующее, что укладывают в этот «пирог» для будущей дороги после слоя геотекстиля. Песок минимизирует возможность глубокого повреждения всей конструкции, главное хорошо его уплотнить, для этого используется специальная тяжелая техника. Далее рабочие укладывают щебень с укрепляющей битумной эмульсией. Таким образом мы видим, что «дорожный пирог» - это прочное основание для финишного асфальтового покрытия.
Асфальтирование.
Итак, самый интересный, но не менее ответственный момент в строительстве дороги это именно асфальтирование. Из чего изготавливается асфальт? Асфальты бывают двух видов - природные и искусственные. Природный асфальт состоит из битума, который является загустевшей под действием природных процессов нефтью. Такой асфальт не годится для покрытия дорог, потому что он при застывании не набирает необходимой прочности. Поэтому для своих нужд строители изготавливают искусственный асфальт с повышенными качествами. Искусственный асфальт - это, по сути, смесь самых разных битумов с минеральными веществами. Высокая вязкость битумов даёт устойчивость асфальта к почти любым погодным условиям, а минеральные добавки укрепляют его прочностные характеристики. Сегодня чаще всего для строительства дорог используют асфальтобетон - смесь щебня, гравия песка с битумом (раньше брали дёготь). Технология асфальтирования будет отличаться в зависимости от требования: если это новая дорога, то поверхность «дорожного пирога» должна быть глубже тротуара на 5.10 см - именно такой толщины по техническим нормам укладывается слой асфальта. Если же нужно обновить асфальтный слой на пришедшей в негодность дороге, то сначала полностью снимают старый слой асфальта, а на его место кладут новый, при этом глубина уже определена.
Ещё один способ асфальтирования - это укладка нового слоя асфальтобетона непосредственно на старый асфальт, без его демонтажа. Но в этом случае нужно полностью соблюдать технологию - если в каком то месте между старым и новым слоями асфальта останется воздух, а что еще хуже вода, то в результате тут появится выпуклость, которая быстро разрушится. Чтобы строительство или ремонт дороги проводился качественно, используются специальные машины, называемые асфальтоукладчиками. Именно с помощью этой техники обеспечивается необходимое качество дорожного полотна. Важность этого этапа в том, что именно от качества асфальта будет зависеть качество всей дороги и ее долговечность. Верхний слой асфальтобетона называют «слоем износа» именно по его состоянию и определяют пришла пора чинить дорогу, или она еще может эксплуатироваться без ремонта.
Предпоследний этап: благоустройство прилегающих территорий. Дорога будет готовой, но по ней будут ездить машины и ходить пешеходы, поэтому после высыхания асфальта на нём рисуют зебру (разметку), ставят дорожные знаки, светофор, уличные фонари, чтобы дорога была светлеев тёмное время суток, и т.д. Этот этап обеспечивает дальнейшую безопасность на дорогах.
Последний этап - это природоохранные мероприятия. Иногда по участку дороги, проходящему через жилой квартал, и днем, и ночью может передвигаться слишком много автомобилей. В таких местах обязательно должны устанавливаться шумозащитные экраны - шум, который производят автомобили при интенсивном движении, может вредно сказываться на самочувствии человека. Но в случае, если такие экраны установить невозможно, очень часто строительная фирма предлагает жильцам окрестных домов заменить окна обычные на окна шумоизоляционные.
В заключение надо сказать о том, что не только у нас в стране многие дороги бывают в плохом состоянии, и далеко не везде их строят как положено. Бывает, что и в Западной Европе и даже в США новые дороги очень быстро разрушаются не только от интенсивного движения, но и от природных сил. Но в России плохие дороги уже давно стали притчей во языцех, и часто тут нужно винить не интенсивное движение или силы природы, а исключительно человеческий фактор. Экономия на материалах, халатность работников (дабы всё сделать побыстрее и подешевле) всё это ухудшает состояние российских дорог очень быстро.
Как сообщает один источник, в одном из российских регионов был принят следующий закон: «Не чинить дорогу, если яма не глубже 5 см».
Этот закон «облегчил» жизнь русского народа, одновременно усугубляя состояние дорог ещё больше. Нужно чинить любую яму, выбоину, трещину, какой бы глубины она не была, ведь состояние дороги может всё ухудшаться и ухудшаться.
По среднестатистической дороге в день ездит до 5 10 тысяч автомобилей, среди них очень много большегрузных, и каждая из них стирает верхний слой асфальта, делая и без того глубокие выбоины ещё глубже. Это повторяется изо дня в день, а законов, ограничивающих движение, пока что у нас нет. Отсюда следует один вывод: надо действовать. Именно плохие дороги - одна из причин ДТП, на плохих дорогах страшно ездить. Как бы это не звучало, но именно дороги являются самой настоящей визитной карточкой любой страны. А, судя по всему, России даже сегодня, в XXI-м веке, хвастаться нечем.
А что ещё можно сказать о дорогах, где ямы по 5 см?